Офиц. издание Полтавской епархии, основанное по инициативе прот. Н. Д. Думитрашко с разрешения Святейшего Синода. «П. е. в.» выходили в Полтаве с янв. 1863 по февр. 1918 г.: в 1863-1895 гг. и в 1915-1918 гг.- 2 раза в месяц, в 1896-1913 гг.- 3 раза в месяц, в 1914 г.- еженедельно. В 1918 г. вышло не менее 2 номеров.
Офиц. и неофиц. части имели в 1863-1909 гг. раздельную, а в 1910-1917 гг. общую годовую пагинацию. В 1863-1867 гг. неофиц. часть выходила в 2 томах, к-рые объединяли по 12 номеров и имели раздельную пагинацию. Первым редактором офиц. части стал прот. Д. Я. Юзефович (1863. № 1 - 1866. № 24), а неофициальной - прот. Н. Думитрашко (1863. № 1 - 1867. № 24). Затем офиц. часть редактировал игум. Полиевкт (Петровский; с 1869 архимандрит) (1867. № 1 - 1869. № 24), с 1868 г. он же являлся редактором и неофиц. части (1868. № 1 - 1869. № 24), затем на должность редактора «П. е. в.» был назначен инспектор ДС прот. Е. И. Исаенко (1870. № 1 - 1874. № 24; офиц. часть - совместно с прот. И. И. Диателовичем). С 1875 г. редактором официальной части остался прот. И. Диателович (1870. № 1 - 1885. № 16; 1875. № 1-2 совместно с Д. Н. Орловым), его сменил прот. С. Ф. Гаврилков (1885. № 17/18 - 1887. № 1), затем эту должность занимали прот. Н. Я. Уралов (1887. № 7 - 1912. № 24), секретарь консистории А. М. Грабенко (1913. № 1 - 1916. № 23), столоначальник духовной консистории Ф. Ф. Андриевский (1916. № 24 - 1917. № 7) и и. о. секретаря консистории А. В. Гречулевич (1917. № 8). Неофиц. часть редактировали инспектор ДС Д. Орлов (1875. № 1 - 1895. № 24; 1887. № 2-6 также редактор офиц. части), преподаватель ДС В. Н. Терлецкий (1896. № 1 - 1914. № 43; 1896. № 1-34 совместно с преподавателем ДС А. И. Леонтьевым; 1896. № 35/36 - 1914. № 32 совместно с преподавателем ДС В. А. Конопатовым; № 33-42/43 подписал за редактора), иером. Иоасаф (Скородумов; впосл. архиепископ Буэнос-Айресский и Аргентинский РПЦЗ) (1914. № 44 - 1917. № 8). С № 9 за 1917 г. журнал выпускал редакционный комитет, в состав к-рого входили прот. С. И. Четвериков, прот. М. М. Чубов, свящ. А. И. Петровский, преподаватель жен. уч-ща И. П. Левицкий, прот. Феофил Булдовский (впосл. епископ Лубенский, инициатор Лубенского раскола, митрополит УАПЦ) (в № 10-24 заведовал укр. отделом), № 11, 12, 20-22, 24 за 1917 г. «П. е. в.» подписал ответственный редактор прот. А. В. Каменский, № 16-17 за ответственного редактора - свящ. А. Петровский.
С самого начала журнал должен был дать «руководство юным и начинающим пастырям со стороны старейших и опытнейших», сделать «лучшие пастырские наставления общим достоянием», помочь развитию народного образования, дать возможность духовенству «высказывать прямо и открыто свои потребности, желания, нужды», «сблизить духовенство с его правительственными учреждениями, раскрывая виды, намерения и вообще дух управления», при этом стать «удобнейшим средством для сообщения духовенству начальственных распоряжений», «предоставить назидательное чтение, полезное для народа», «знакомить народ с местными духовно-историческими памятниками, благочестивыми преданиями, религиозными установлениями, описывать и разъяснять значение местной святыни, важнейших духовно-религиозных учреждений, касаясь преимущественно их истории» (Думитрашко Н. Д., прот. «О задачах и значении епархиальных ведомостей» (1863. Ч. неофиц. № 1. С. 3-12)). В офиц. части помещались правительственные распоряжения духовенству, хроника архиерейских служб, распоряжения епархиального начальства, сообщения об изменениях в составе клира, об имеющихся вакансиях, о наградах и взысканиях, оповещения правлений ДС и духовных уч-щ, разрядные списки учащихся, журналы съездов духовенства и тексты принятых документов, епархиальные известия, отчеты свечного завода и др. епархиальных учреждений, сведения о лицах, присоединившихся к Православию, отчеты о состоянии церковноприходских школ, извещения и распоряжения по церковно-школьному делу и т. п.
Неофиц. часть отличалась от большинства епархиальных изданий разнообразием и качеством духовно-назидательных публикаций (за первые 50 лет издания опубл. 7334 статьи и заметки), по большей части оригинальных, для перепечатки из др. церковных и светских журналов и газет выбирались наиболее интересные статьи. В большинстве номеров помещались проповеди правящих и викарных архиереев, ректоров ДС, редакторов издания в священном сане, в т. ч. архим. Гавриила (Чепура; впосл. епископ Челябинский и Троицкий, архиепископ РПЦЗ), архим. Варлаама (Ряшенцева; впосл. архиепископ Пермский и Соликамский), протоиереев Н. А. Терлецкого, Г. Л. Бельского, М. Ф. Гаврилкова, А. Н. Ромашкевича, Д. Г. Бутовского, И. В. Крамаренко, Н. Л. Копы-Овдеенко, иером. Иувеналия (Масловского; впосл. священномученик, архиепископ Рязанский и Шацкий), свящ. И. Л. Ольшевского (впосл. сщмч. Сильвестр, архиеп. Омский и Павлодарский), свящ. И. Н. Майфета, свящ. А. И. Юрикаса, прот. Ф. Булдовского (в 1917 публиковал проповеди на укр. яз.) и мн. др., в т. ч. выдающихся проповедников XVIII в. свт. Георгия (Конисского), архиеп. Никифора (Феотоки), иером. Иринарха (Базилевича) и др.
Наряду с немногочисленными научно-богословскими и философскими статьями, напр. «Историческое доказательство бытия Божия» Д. Щ. (1878. № 21. С. 944-955; № 22. С. 985-999), «Учение лютеран и реформатов о предопределении» (1879. № 15. С. 690-708; № 16. С. 733-748; № 17. С. 765-781), «Украинский философ Г. С. Сковорода и его нравственное философское учение» И. П. Яновского (1884. № 5. С. 216-237; № 6. С. 267-308; № 9. С. 476-525), печатались аскетические сочинения, в т. ч. отрывки творений свт. Тихона (Соколова), еп. Воронежского, «Письма Киевского митр. Филарета [Амфитеатрова] к монашествующим» (1865. № 5-21, 23, 24; 1866. № 1-21).
Из публикаций по исагогике и толкованию Свящ. Писания примечательны «Когда написаны наши Евангелия» К. Тишендорфа (1866. № 13. С. 18-38; № 14. С. 52-73; № 15. С. 103-119), «Опыт изъяснения XV главы 1-го Послания к Коринфянам» свящ. А. М. Ельчукова (1867. № 8-12), комментированный парафраз Посланий ап. Павла к Галатам Орлова (1870. № 6. С. 212-227; № 7. С. 266-280), 1-го к Коринфянам (1878. № 13. С. 619-629; № 15. С. 706-714; № 17. С. 763-769), 3-й главы Соборного послания ап. Иакова (Учение св. ап. Иакова о воздержании языка и об истинной мудрости. 1885. № 19. С. 1013-1019), серия статей И. И. Случевского о Книгах пророков Авдия, Иоиля, Амоса и Ионы (1898. № 25, 26, 30, 31, 33; 1899. № 5-7; 1900. № 12/13-16), «Смысл и значение родословий Иисуса Христа, изложенных у евангелистов Матфея и Луки» (1903. № 1. С. 12-25; № 2. С. 77-94; № 3. С. 149-166) и «Притча о неправедном управителе» (1905. № 1-5) Н. И. Сагарды, «Над Евангелием» еп. Михаила (Грибановского) (1910. № 17-23, 26-32), «Апостольское чтение на литургии…» С. И. Живаго (1916. № 19-24; 1917. № 2-8). Заслуживает внимания «Перевод повседневных молитв на русский язык», выполненный прот. Н. Думитрашко (1867. № 23. С. 438-450; № 24. С. 485-496).
Большинство частных исторических изысканий посвящено Русской Церкви, напр. «О подвиге святого юродства в Церкви Русской» И. К. Зинченко (1864. № 8. С. 312-321; № 9. С. 367-375; № 10. С. 407-425; № 11. С. 463-479), «Проповедничество в Русской Церкви до татарщины в XI и XII вв.» (1870. № 13. С. 535-563; № 14. С. 584-603) и «Проповедничество в Русской Церкви с XIII до XVII в.» (1871. № 5. С. 161-179; № 6. С. 196-211; № 7. С. 234-268) прот. Е. Исаенко, «Церковные сношения России с восточными христианами и участие ее в судьбе их» И. Х. Пичеты (впосл. протоиерей) (1877. № 8. С. 303-323; № 10. С. 392-404; № 12. С. 474-492; № 17. С. 717-744), «Материальное положение белого духовенства в XIX столетии» (1886. № 2. С. 33-49) и «Умственное образование духовенства в XIX столетии» (1886. № 3. С. 84-101) Д. Куклярского, «Московское Патриаршество. Речь, произнесенная на годичном акте Полтавской духовной семинарии 22 октября 1889 г.» (1889. № 22. С. 767-788; № 23. С. 819-841) и «Брестская церковная уния» (1896. № 31. С. 937-952; № 32. С. 989-998; № 33. С. 1036-1048; № 34. С. 1085-1099) Д. С. Дмитревского. Уделялось внимание местной истории и краеведению, напр. в статьях «Полтавщина в XVI в.» А. В. Пясецкого (1897. № 17. С. 639-647; № 18. С. 678-686), «Заштатный город Градижск (Кременчугского уезда)» И. П. Матченко (1884. № 15/16. С. 749-788; № 17. С. 810-832), «Музей Полтавской битвы» И. Ф. Павловского (1908. № 27. С. 1078-1082), но больше публикаций было посвящено местной церковной истории, напр. «О начале и распространении христианства в пределах Полтавской епархии» прот. М. Гаврилкова (1863. № 4. С. 142-150), «Иерархия Переяславско-Полтавской епархии» прот. Д. Юзефовича (1863. № 14-18), «Сведения о Полтавско-Переяславской епархии и ее архипастырях» игум. Полиевкта (Петровского) (1867. № 18-24), «Из церковной жизни Левобережной Украины в XVIII в.» В. А. Пархоменко (1911. № 13. С. 837-842; № 14. С. 945-949; № 15. С. 1015-1020; № 16. С. 1078-1082), «Из жизни полтавского духовенства: Историко-бытовые очерки» И. Ф. Павловского (1917. № 22-24).
Множество церковно-краеведческих статей было посвящено полтавским духовным школам, напр. «Материалы для истории Полтавской Духовной семинарии» прот. И. Я. Ловягина (1874. № 3. С. 99-106), «К материалам для истории Полтавской епархии» И. Д. Павловского (1874. № 17. С. 653-662; № 19. С. 721-724; № 20. С. 750-762), «Страничка из жизни духовно-учебных заведений Полтавской епархии в средине прошлого (XIX) столетия» В. Г. Курдиновского (1905. № 28, 29/30; 1906. № 19-22, 26-28); мон-рям епархии, напр. анонимные описания Густынского во имя Святой Троицы женского монастыря (1864. № 3. С. 103-108; № 4. С. 142-149; № 5. С. 193-198; № 6. С. 229-240) и Мгарского в честь Преображения Господня мужского монастыря (1865. № 13. С. 15-24; № 14. С. 35-42; № 15. С. 59-75), «Полтавский Крестовоздвиженский монастырь» свящ. П. И. Мазанова (1882. № 14. С. 689-713; № 15. С. 745-763), «Общежительный Лубенский Спасо-Преображенский монастырь, его святыни и достопримечательности» Яновского (1886. № 17. С. 627-646; № 18. С. 659-679; № 19. С. 683-707), «Краткая историческая записка о Свято-Троицком Густынском монастыре» свящ. К. А. Олейник(ов)а (1900. № 7. С. 261-276; № 8. С. 324-338), «К истории Густынского мужского монастыря» И. Ф. Павловского (1907. № 22. С. 1002-1008); городским и сельским храмам, напр. «Кременчугский Успенский собор» свящ. Алексея Клепачевского (1871. № 11. С. 403-413; № 12. С. 441-455; № 13. С. 493-506), «Местечко Белоцерковка Хорольского уезда и его приход» Яновского (1881. № 8. С. 396-434; № 17. С. 829-858; № 18. С. 886-894; № 19/20. С. 944-964), «Православные христианские кладбища в г. Полтаве и кладбищенская церковь» прот. П. Мазанова (1901. № 26. С. 1045-1064; № 27. С. 1769-1789 (sic!)), «Летописная заметка о Полтавском кафедральном Успенском соборе, относящаяся к 1899-1902 гг.» П. Ф. Л. (1903. № 4, 14, 15, 18, 19), «Из летописи Спасо-Преображенской церкви местечка Келеберды» свящ. И. Майфета (1911. № 29. С. 2049-2054; № 30. С. 2098-2103), а также местным святыням, напр. «Образ Козельщанской Божией Матери» прот. С. Гаврилкова (1881. № 18. С. 863-885; № 19/20. С. 911-943).
Из богатого биографического материала, в основном представленного юбилейными статьями и некрологами, можно выделить «Мое обращение в христианство» свящ. Н. В. Кузнецкого (1863. № 6, 7; 1865. № 7, 8; 1866. № 2-4), «Русские иерархи XVIII и начала XIX столетий, уроженцы нынешней Полтавской епархии» Яновского (1883. № 6-8, 10, 12, 15-19).
Исторические и полемические исследования об инославных христианах и о сектантах в основном были написаны на местном материале, напр. «Древние церковные запрещения (епитимии) и новые папские прощи (индульгенции)» И. С. Владимирского (1864. № 21. С. 371-389; № 22. С. 404-421; № 23. С. 447-478; № 24. С. 487-517), «Еговисты» свящ. В. В. Димары (1908. № 25. С. 1016-1021), «Кременчугские старообрядцы и обращение их в единоверие» И. Ф. Павловского (1910. № 23, 25, 27-29), «Адвентизм» В. Н. Терлецкого (1912. № 9-14).
Из многочисленных педагогических публикаций примечательны «К вопросу о преподавании математики в средних духовно-учебных заведениях» М. Д. Светозарова (1911. № 21/22. С. 1639-1654; № 24/25. С. 1808-1815; № 26. С. 1877-1882), «Беседа педагога с учащимся юношеством о святости и блаженстве научного труда» И. А. Самойловича (1912. № 5. С. 303-313) и «Мысли о школьном воспитании и обучении» свящ. Ф. А. Зубковского (1912. № 27-33).
Научный интерес представляют археографические заметки «Замечательная рукопись Полтавской семинарии (Пересопницкое Евангелие)» прот. Н. Думитрашко (1874. № 8. С. 271-282; № 9. С. 314-327), «Мгарское рукописное Евангелие» (1901. № 12. С. 590-598; № 14. С. 672-681) и «Рукописное Евангелие Преображенской церкви местечка Городища Лохвицкого уезда» (1907. № 16. С. 776-790) свящ. В. Романова, заметка о первых опытах богословского творчества на совр. укр. языке «Несколько слов о малороссийских сочинениях духовного содержания» К. Д. Думитрашко(ва) (1863. № 21. С. 331-339), статьи о рус. лит-ре, в т. ч. «Духовенство в изображении современных русских писателей» свящ. Григория Рудинского (1909. № 7. С. 302-313; № 8. С. 356-364), «Истины христианской религии в творчестве Л. Андреева» Н. Ф. Фиалковского (1910. № 23, 24, 26, 28-30), «Религиозные переживания Л. Н. Толстого при свете Православия» прот. С. Четверикова (1911. № 19. С. 1377-1384; № 20. С. 1475-1483; № 21/22. С. 1603-1615; № 23. С. 1712-1725). Любопытны этнографические заметки, напр. об отношении к сове и филину - «Один из предрассудков нашего народа» Алексея Гуляницкого (1868. № 13. С. 320-333) и «Домовые и лешие как предмет народного суеверия» Александра Гуляницкого (1868. № 24. С. 636-650).
В качестве приложений к «П. е. в.» печатались «Библиографические известия» (1865), «Список книг, пожертвованных в ученическую при Полтавской семинарии библиотеку с означением лиц, пожертвующих оныя» (1865), парафраз Послания св. ап. Павла к Римлянам (1868-1869), правила поведения для воспитанников Полтавской ДС (1876), «Систематический указатель статей, напечатанных в разных духовных журналах по предмету Священного Писания Ветхого и Нового Завета» в 2 ч. (1879-1880), правила поведения учеников Полтавского ДУ (1880), указатель книг, рекомендованных советом Свято-Макарьевского братства для церковных б-к и народного чтения (1895), «Сведения о лицах, состоящих на службе в духовно-учебных заведениях Полтавской епархии» (1903), «Проповеднический листок» (1909) и др.
Издание епархиальной ежемесячной газеты («Вiдомостi Полтавськоï єпархiï») возобновлено с янв. 2002 г. Под заглавием «Полтавськi єпархiальнi вiдомостi» с 1994 г. выходил ежегодник Полтавской епархии «Киевского Патриархата», с авг. 2002 г. под этим же заглавием издается ежемесячная газета.